Туроператор Fusion Group
Туроператор по лечению и отдыху в Китае (Единый Федеральный реестр
туроператоров)

(495)772-34-13

Главная | Агентствам | О компании | Контакты | Написать нам

Китай в фотографиях

Чехия в фотографиях









Китай. Что Китай дал миру

Астрономия

Первопричиной очень раннего развития астрономической науки в Китае послужило убеждение, что император является «Сыном Неба» и что все необычайные небесные и земные явления есть выражение одобрения или осуждения сверху.

Императорский двор имел собственное управление по астрономии, и уже в XIII веке в распоряжении ученых-астрономов Пекинской обсерватории было 17 различных астрономических приборов. Поэтому комету Галлея впервые обнаружили китайцы, причем очень давно, в 467 году до н.э.

Уже в III веке до н.э. китайцы пользовались календарем, состоящим из 360 дней. Последующие династии стремились вносить в него все новые усовершенствования. В XIII веке они установили продолжительность года в 365,2424 дня, что лишь на одну тысячную долю отличается от нынешних расчетов.

Боевые искусства

То, что сегодня на Западе известно под названием кунфу*, по сути является комплексом техники единоборств, оздоровительной гимнастики и разнообразных физических упражнений, которые практиковались китайцами с весьма давних времен. Это то, что в Китае традиционно называлось национальными боевыми искусствами (ушу).

Cпециалисты утверждают, что одних лишь рукопашных единоборств в Китае насчитывается более ста различных стилей. Пожилые люди занимаются ушу для укрепления своего здоровья и достижения активного долголетия.

Правительство Китайской Народной Республики и население страны относится к развитию и распространению ушу весьма серьезно. Боевые искусства входят в программу физической подготовки в школах и высших учебных заведениях. Современные системы выживания и рукопашного боя, практикуемые телохранителями и работниками спецслужб в странах Запада, в значительной степени опираются на многовековые разработки китайских мастеров, монахов и целителей.

Бумага

Бумага, кисть, тушь, тушечница - эти четыре предмета материальной культуры традиционного Китая известны как «четыре драгоценности ученого». Этим названием они обязаны тому, что являются неотъемлемой частью жизни любого образованного человека в Китае. Около двух тысяч лет назад, когда древние греки и римляне еще писали на египетском папирусе, китайцы уже умели изготавливать бумагу.

Написанное слово, как самое простое средство взаимного общения, всегда ценилось в Китае выше слова произнесенного. В этом, возможно, скрывается главная причина столь раннего изготовления бумаги. Приблизительно в 200 году появилась бумага из коры шелковицы, а примерно через 200 лет - уже из бамбука.

Как известно, приоритет изобретения бумаги принадлежит Китаю - и это важный вклад китайской культуры во всю мировую цивилизацию. Согласно историческим хроникам, честь данного открытия принадлежит человеку по имени Цай Лунь, который жил во времена династии Восточная Хань (25 - 220).

Материалом для бумаги служили волокна бамбука, некоторые травы и старое тряпье. Поместив все это добро в каменную ступу, его растирали с водой в кашицу, потом заливали в специальную форму с сетчатым дном из тонких бамбуковых палочек и шелковых нитей. Затем ее трясли, чтобы волокна переплелись. Воду отжимали, и на сетке оставался сырой бумажный лист. Его снимали, высушивали на солнце, а затем выглаживали деревянными валиками, полировали и покрывали мелом.

Спустя семь веков техника бумажного производства была освоена в исламских странах, а еще через четыре столетия эта уникальная технология проникла через Северную Африку и Испанию на европейский континент, заменив собой папирус и пергамент. Вплоть до настоящего времени бумага во всем мире изготавливается по китайскому методу.

Зонт

Первые зонты служили в Китае отнюдь не для защиты от дождя. Китайцы делали их из рисовой бумаги и использовали в жаркие дни, спасаясь от солнечных лучей. Известные художники расписывали зонты яркими рисунками. Кроме того, зонты были многоярусными. Чем больше «этажей» защищали владельца зонта, тем выше было его положение в обществе. Китайские мандарины, особенно приближенные к императору, разгуливали по улицам под зонтами-«небоскребами», которые ценились очень высоко.

В Европу зонты попали лишь в XV веке, и измученные плохой погодой, хмурые европейцы стали использовать новинку в качестве защиты от дождя.

Керамика и фарфор

История изготовления художественной керамики в Китае восходит к временам неолита. В долинах рек Хуанхэ (Желтая река) и Янцзы были найдены керамические сосуды, возраст которых 7-8 тысяч лет. Они изготовлены из красной и черной глины с рисунком в виде скребницы и веревки. В окрестностях Сиани, в Баньпо в 50-е годы XX века во время строительных работ была обнаружена керамика культуры Яншао, возраст которой превышает три тысячи лет. Находки культуры Луншань включают керамические сосуды с разнообразными рисунками красной, черной или коричневой расцветки, относящиеся к периоду V-II-го веков до н.э.

Фарфор был изобретен в VII веке, т.е. за тысячу лет до того, как это было сделано в Европе. Начиная с XV века крупным центром фарфорового производства для нужд императорского двора и для вывоза становится китайский город Цзиндэчжэнь. В эпохи Мин и Цин (1368-1911) старыми мастерами было создано множество выдающихся изделий, в том числе почти невесомая утварь, сравнимая по своему изяществу и хрупкости с яичной скорлупой. Начиная с династии Хань (206 г.до н.э. - 220 г.н.э.) китайская керамика и фарфор в больших количествах начали экспортироваться в Корею, Японию, Филиппины, Индонезию, Индию, Африку и в страны континентальной Европы.

Кисть

Изобретение кисти восходит к весьма отдаленной эпохе истории Китая. Начиная со стародавних времен она является незаменимым орудием китайских художников и каллиграфов. Как показали новейшие археологические исследования, древние гадательные надписи на панцирях черепах и бычьих лопатках (цзягувэнь), относящиеся к эпохе Шан (XVI-XI вв.до н.э.), первоначально наносились при помощи кисти и лишь затем вырезались по кости ножом. Таким образом, история китайской кисти насчитывает по меньшей мере три тысячи лет.

При помощи кисти можно писать слева направо и справа налево в двухмерной плоскости, с нажимом или приподнимая ее до легкого соприкосновения с бумагой. Линии могут быть и полновесными, и легкими, и еле обозначенными - словом, количество всевозможных вариаций письма практически ничем не ограничено. Этими особыми свойствами кисти о объясняется в значительной мере уникальность произведений китайской каллиграфии и живописи.

Книгопечатание

Для многих европейцев будет внове узнать, что именно китайцами были изобретены и бумага, и книгопечатание, и что Гутенбергу с его первопечатными библиями отнюдь не принадлежит приоритет в данной области. Первые книги были напечатаны при помощи резных граверных досок (этот прием получил название ксилографии) в начале эпохи Тан (618-907), а ко времени династии Сун (960-1280) ксилографы уже полностью изменили облик всей книжной отрасли в Китае. Китайский мастер Би Шэн создал сменный наборный шрифт приблизительно между 1041 и 1049 годами, что позволило существенно ускорить производственный процесс и расширить художественные возможности книгопечатания. Наконец, еще одним скачком в технологии книжного производства стало изобретение многоцветной печати в конце династии Юань (1280-1368).

Компас

Задолго до того, как европейцы только еще догадались о существовании магнитного поля Земли, китайские географы умели определять величины отклонения северного магнитного полюса от географического полюса. Китайский компас первоначально состоял из металлической пластинки с укрепленной на ней металлической стрелкой, указывающей на юг.

Мороженое

Жизнь в горных китайских монастырях была суровой и аскетичной. Для того, чтобы добавить себе немного радостей, монахи придумали новое сладкое блюдо: взбивать сладкий рис вместе с пряностями до состояния суфле, а затем охлаждать полученную массу на льду.

После многочасовых раздумий о вечном монахи с большим удовольствием грызли мороженое и приходили к парадоксальному выводу, что хотя жизнь и бренная штука, но и в ней есть место прекрасному.

Порох и фейерверки

В поисках эликсира бессмертия даосские монахи смешав уголь, селитру и серу, в IX веке поучили черный порошок, ныне известный как порох. Китайцы использовали его исключительно во время праздников и религиозных церемоний для зажигания фейерверков. Гораздо позже арабы догадались использовать порох для ведения войн. Секрет изготовления пороха хранился очень строго и Европа узнала его лишь в XIV веке.

Спички

Во время восстания в 577 году толпы черни осадили императорский дворец в Пекине. Придворным дамам было очень холодно в нетопленных помещениях, и они постоянно вызывали «рабов, приносящих огонь». Так называли людей, которые окунали сосновые палочки в расплавленную серу и по первому зову господ быстро зажигали их, чиркая по чему-нибудь твердому. Восстание в конце концов подавили, а новое изобретение вышло за пределы дворца и получило название «зажигательная палочка».

В XIII веке спички уже широко продавались в разных городах Китая. Европейские чиновники, монахи-иезуиты и путешественники, естественно, немедленно привезли этот удивительный сувенир в свои отсталые государства.

Тушь

Тушь является следующим после кисти необходимым атрибутом для художника и каллиграфа. Имеются достоверные сведения о том, что кистью и тушью для письма в Китае пользовались уже в I веке до н.э.

Твердая тушь приготовляется на основе клея и сажи. Чаще всего используется сажа, получаемая путем сжигания смолы хвойных деревьев с добавлением специального клея.

В тушь более высокого качества добавляются ароматические вещества: мускус и гвоздика. Полученная смесь впрессовывается в деревянную форму, придающую туши при затвердевании вид плитки, палочки или призмы. Твердая тушь в Китае издавна приобрела культовое значение, поскольку считалась самым важным элементом искусства каллиграфии.

К выбору туши подходят с большой тщательностью, поскольку ее качество самым непосредственным образом сказывается на выразительной силе художественного произведения. Хорошую тушь отличает ровная и гладкая текстура. Она тверда, и ей не свойственна липкость. Цвет - ярко-черный, без примесей.

Китайская тушь стала применяться в Европе в качестве особого типа краски лишь в XVII веке.

Чай

Чай является самым популярным напитком на Земле. Миллионы людей во всем мире наслаждаются его вкусом.

Культура чайного растения насчитывает более чем 4000-летнюю историю. Вначале чайный лист применялся как лекарство, впоследствии стал ежедневным напитком. В «Описании лекарственных растений Шэнь Нуна» - труде, созданном задолго до нашей эры, указано: «Вкус чая - горький, питье его помогает умственной деятельности, отгоняет сон, облегчает тело и просветляет взор». В «Хуа То шицзин» («Трактат о пищевых продуктах врача Хуа То»), созданном во II веке, говорится: «Длительное употребление чая помогает работе мозга».

Сначала разведением чая занимались на Юге Китая: его выращивали в долинах рек.

Китайцы первыми открыли тайну чайного листа, и привычка пить чай имеет в Китае многовековую традицию.

Чай - неотъемлемая часть жизни каждого китайца, и куда бы ни забросила его судьба, всюду вслед за ним появляется обычай чаепития. Китайцы - это народ, которому нужен лишь чайничек с чаем, чтобы повсюду радоваться жизни. Чай в Китае везде подают в небольших чашечках, очень горячим. И пьют его без сахара, не спеша, с благоговением, смакуя.

Чай, не прошедший ферментацию, называется «зеленым» (люйча). Напиток, настаиваемый на чайных листьях подобного рода, отличается изумрудным или желто-зеленым цветом и источает запах свежих овощей. Зеленый чай хорошо охлаждает тело, поэтому его пьют в теплую и жаркую погоду. Этот чай обладает чистым, «прозрачным» вкусом и хорошо успокаивает.

Одним из лучших сортов зеленого чая является «Лун-цзин» («Колодец Дракона»), который изготавливают в китайском городе Ханьчжоу. Аромат этого сорта чая ни с чем не сравним: он не приторный, очень тонкий, душистый. На дне чашки остаются лепестки чайного цветка. Не меньшую известность имеет и чай «Билочунь» («Весна лазоревой раковины»).

Чай, подвергшийся полной ферментации, называется в Китае «красным» (хунча), а на Западе он более известен как «черный» чай. Настой «красного» чая имеет красно-коричневый цвет и солодовый запах. Красные (черные) сорта чая хорошо согревают тело, поэтому такой чай лучше пить в холодную погоду. В таком чае больше танина, чем в «зеленом».

Сортов чая много. В одной только провинции Юньнань выращивается около двухсот. Во многих городах Китая есть специальные чайные домики, в которых так приятно посидеть с друзьями и где можно отведать разные сорта бодрящего напитка. Как правило, в таких заведениях есть чай на все случаи жизни: свадебный чай, весенний чай, чай по случаю первого дня рождения ребенка, чай для утомленных старушек и даже чай, который устраняет разногласия. Нередко такое чаепитие сопровождается беседой и затягивается подчас на несколько часов.

Часы

Часовая башня Су Сун, построенная в 1088 году является ярким свидетельством того, как рано развилось в Китае высокое мастерство изготовления часов. Часы, имеющие цепной привод и водяное колесо в качестве источника энергии, были оснащены устройством, регулирующим вращение колесиков, и поэтому очень точно показывали движение небесных тел.

Шелк

Начало разведению шелковичного червя было положено, как полагают, в III в.до н.э. Согласно легенде, идея посадки шелковицы и выращивания шелковичных червей принадлежала молодой китайской императрице Си Линь Чи - супруге мифического Желтого императора - Хуан-ди. Страдая от скуки, она опустила в воду кокон гусеницы тутового шелкопряда. С удивлением она увидела, что от кокона можно отделить красивые блестящие нити. У Си Линь Чи был пытливый ум, и, хотя это было не императорским делом, она начала экспериментировать с изготовлением тканей из необычных ниток. Так мир узнал шелк.

Необычайное свойство шелка отпугивать вшей, которые в те далекие времена не щадили ни бедняков, ни богачей, сделали его особо ценным материалом.

В течение многих веков шелк играл роль денег. Гражданским и военным чиновникам, как и послам иностранных держав, часто платили зарплату или одаривали их рулонами шелка. Драгоценный материал, следуя «шелковым путем», попадал на Средний Восток и в римскую империю.

Долгое время китайцам удавалось сохранять в секрете от иноземцев весь процесс производства шелка. Шелк и изготовленные из него одежды экспортировались купцами на судах или по Шелковому пути в Грецию, Персию и страны Европы, где их распускали и вновь ткали ткани с другими, более модными рисунками и расцветками.

Китайцы удерживали монополию на изготовление шелковых тканей примерно до 200 г. до н.э., пока секрет производства шелка не стал известен в Корее и Японии.

В 550 году византийский император Юстиниан направил двух монахов в Китай с тайной миссией узнать секрет производства шелка. Шпионы с заданием справились, и вывезли из страны в бамбуковой трости яйца тутового шелкопряда. Вскоре в окрестностях Константинополя начало развиваться шелковое производство. Так секрет шелка стал известен на Западе.

Процесс производства тонких, драгоценных тканей был очень долгим и кропотливым. Как и прежде, сегодня все начинается с тутовых деревьев. Их листьями питаются тутовые шелкопряды, из коконов которых, собственно, и получают шелковые нити. После сбора коконов их куколок умерщвляют паром, а сами коконы опускают в кипяток и аккуратно разматывают, получая нить. Из трехкилометровой нити, заключенной в каждом коконе для изготовления шелка хорошего качества используется лишь от трехсот до восьмисот метров. Затем нити красят и ткут из них шелковые ткани. И лишь после этого начинается их долгий путь на рынки, в магазины и в наш гардероб.